-
Сведения об образовательной организации
- Основные сведения
- Структура и органы управления образовательной организации
- Документы
- Образование
- Образовательные стандарты и требования
- Педагогический состав
- Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
- Стипендии и меры поддержки обучающихся
- Платные образовательные услуги
- Финансово-хозяйственная деятельность
- Вакантные места для приёма (перевода) обучающихся
- История образовательной организации
- Международное сотрудничество
-
Новости
- Наши профессии и специальности
- Педагогический состав
- Конкурсы, проекты
- СОВРЕМЕННЫЕ МАСТЕРСКИЕ
- Педагогам
- Абитуриентам
- Студентам
- Родителям
- Наставничество
- Центр профориентации и содействия трудоустройству выпускников
- Информационная безопасность
-
Противодействие коррупции
- Противодействие коррупции
- Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции
- Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов
- Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения
- Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
- Антикоррупционная экспертиза
- Методические материалы
- Обратная связь для сообщения о фактах коррупции
- Контакты
- Независимая оценка качества образования
- Опросы
- Обращения граждан
- Отзывы
- Часто задаваемые вопросы
- Психологическое здоровье студентов
- Студенческий Спортивный Клуб (ССК)
- Полезные ссылки
- ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КРЕДИТ
- Все документы
Полезные ссылки
Наставничество
Цель системы наставничества
реализация комплекса мер по созданию эффективной среды наставничества в техникуме для максимального полного раскрытия потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной самореализации, способствующей непрерывному росту, личностному и социальному развитию, самореализации и самоопределению.
Задачи системы наставничества:
1) Содействие созданию в Учреждении психологически комфортной образовательной среды наставничества, способствующей раскрытию личностного, профессионального, творческого, профессионального потенциала каждого из участников системы наставничества путем формирования и реализации индивидуальной образовательной траектории;
2) Подготовка участников системы наставничества к социально продуктивной деятельности в современном мире, отличительными особенностями которого являются нестабильность, неопределенность, изменчивость, сложность, глубокая информационная насыщенность;
3) Содействие участию в стратегических партнерских отношениях, развитию горизонтальных связей в сфере наставничества на уровне Учреждения и внешних уровнях (муниципальном, региональном, всероссийском и т.д.);
4) Увеличение числа закрепившихся в образовательной среде участников системы наставничества с помощью развития профессиональных компетенций в условиях цифровой образовательной среды путем внедрения разнообразных форм наставничества, направленные на развитие способности самостоятельно и качественного выполнять образовательные обязанности и повышать профессиональный уровень;
5) Оказание помощи в адаптации участнику системы наставничества, в отношении которого осуществляется наставничество, к условиям осуществления образовательной деятельности, ознакомление с традициями и укладом Учреждения;
6) Создание канала эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной и профессиональной деятельности;
7) Ускорение процесса личностного становления и развития участников системы наставничества, в отношении которых осуществляется наставничество, развитие их способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять образовательные обязанности;
8) Формирование открытого и эффективного сообщества вокруг Учреждения, способного на комплексную поддержку его деятельности, в котором выстроены доверительные и партнерские отношения, соответствующие профессионально-этическим принципам.
Положение о наставничестве 2022 Скачать
Термины и определения
Наставничество – форма обеспечения профессионального становления, развития и адаптации через передачу опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей, основанная на общении, доверии и партнерстве.
Форма наставничества – способ реализации целевой модели наставничества через организацию работы наставнической пары (группы), участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
Программа наставничества – это краткосрочная персонализированная программа (от 3 месяцев до 1 года), включающая комплекс мероприятий, направленных на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого, на устранение выявленных профессиональных затруднений наставляемого и на поддержку его сильных сторон.
Наставник – участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, назначаемый ответственным за лицо, в отношении которого осуществляется наставническая деятельность в Учреждении.
Наставляемый – участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции, добивается предсказуемых результатов, преодолевая тем самым свои профессиональные затруднения.
Куратор – сотрудник Учреждения или других образовательных организаций из числа социальных партнеров Учреждения (высшего, среднего профессионального, дополнительного профессионального образования, предприятия и др.), который отвечает за организацию программы наставничества.
Формы наставничества
- В рамках формы наставничества «педагог – педагог» одной из основных задач является успешное закрепление молодого (начинающего) педагога на месте работы в соответствии с занимаемой должностью, повышение его профессионального потенциала и уровня, а также создание комфортной профессиональной среды внутри Учреждения. При такой форме наставничества возможны следующие модели взаимодействия.
- Способ реализации целевой модели наставничества через организацию взаимодействия наставнической пары (группы) по форме «руководитель образовательной организации – педагог» нацелен на совершенствование образовательного процесса и достижение желаемых результатов руководителем Учреждения посредством создания необходимых организационно-педагогических, кадровых, методических, психолого-педагогических условий и ресурсов. Задачами такой формы наставничества являются:
- Форма «социальный партнер – педагог» существует для педагогов Учреждения, которые преподают как общеобразовательные учебные предметы, так и специальные предметы. Целью такого взаимодействия является активация профессионального и личностного потенциала наставляемого, усиление мотивации к самоопределению и самореализации, а также развитие актуализированного социального опыта и личностных качеств, необходимых для осознанного целеполагания, профессиональной реализации.
- Форма «педагог – обучающийся» предполагает взаимодействие педагогов и обучающихся (в том числе обучающихся «группы риска») в Учреждении. Целью такой формы наставничества является создание благоприятных условий для личностного и профессионального развития, оказание социальной психолого-педагогической помощи обучающимся, выявление и совершенствование способностей и талантов, стимулирования инициативы и творчества обучающихся, а также профилактики правонарушений и преступлений обучающихся.
- Форма «обучающийся – обучающийся» предполагает взаимодействие обучающихся в Учреждении, при котором один из них находится на более высокой ступени образования (обучающиеся старших курсов) и обладает организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказать весомое влияние на наставляемого, лишенное тем не менее строгой субординации. Целью такой формы наставничества является разносторонняя поддержка обучающегося с особыми образовательными или социальными потребностями либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения. Среди основных задач взаимодействия наставника с наставляемым: помощь в реализации лидерского потенциала, улучшении образовательных, творческих или спортивных результатов, развитие гибких навыков и метакомпетенций, оказание помощи в адаптации к новым условиям среды, создание комфортных условий и коммуникаций внутри образовательной организации, формирование устойчивого сообщества обучающихся и сообщества благодарных выпускников. Результатом правильной организации работы по форме наставничества «обучающийся – обучающийся» станет стимул к культурному, интеллектуальному, физическому совершенствованию, самореализации, а также развитию необходимых профессиональных компетенций.
- Модель «опытный педагог – молодой специалист» считается классическим вариантом поддержки со стороны опытного педагога для приобретения молодым педагогом необходимых профессиональных навыков (организационных, предметных, коммуникационных и др.). В данном случае подходит и модель ментора, помогающий найти себя, и модель наставника, который является «другом, товарищем и братом», и модель педагога, когда на первый план выходит не столько перечень необходимых для освоения компетенций и предметных знаний, сколько воодушевляющий пример успешного наставника. Формами и методами организации работы с молодым (начинающим) педагогом являются беседы, собеседования, анкетирование, тестирование; тематические педагогические советы, методические консультации, тренинги, встречи с опытными педагогами для обмена опытом; проведение открытых уроков, посещение и взаимопосещение уроков, внеклассных мероприятий коллег; участие в различных очных и дистанционных мероприятиях. Результатом взаимодействия в системе наставничества при такой модели считается закрепление педагога в профессии в Учреждении, в дальнейшем прохождение соответствия занимаемой должности и прохождение аттестации, стремление к дальнейшему профессиональному росту.
- Модель «лидер педагогического сообщества – педагог, испытывающий профессиональные затруднения в сфере коммуникации» – это психологическая и личностная поддержка педагога, который в силу различных причин имеет проблемы социального характера в выстраивании коммуникации и социального взаимодействия с отдельными участниками образовательного процесса (коллегами), не может найти общий язык с обучающимися и их родителями, сложно взаимодействуют с администрацией Учреждения. Формами и методами организации работы с педагогом-наставляемым являются поддержка в сочетании с профессиональной помощью по развитию его педагогических компетенций и инициатив, которые подчеркнут уникальность, нестандартность и неповторимость личности педагога, его незаменимость в решении определенных проблем. Результатом взаимодействия в системе наставничества будет профессиональная социализация наставляемого.
- Модель «педагог-новатор – консервативный педагог» строится как организация помощи педагога, склонного к новаторству и нестандартным решениям, опытному педагогу в овладении современными цифровыми технологиями. Формами и методами организации работы с наставляемым является общение между участниками программы наставничества, выведение консервативного педагога на рефлексивную позицию в отношении его педагогического опыта. Результат взаимодействия в системе наставничества – вхождение опытного педагога в коллектив в новом качестве квалифицированного специалиста-эксперта инновационных процессов в Учреждении, преодоление собственного профессионального выгорания, переход на новую позицию в системе наставничества.
- Модель «опытный предметник – неопытный предметник» рассматривается как взаимодействие по оказанию опытным педагогом методической поддержки по конкретному учебному предмету (поиск методических пособий, подбор технологий, составление и комплектование банка методических наработок, разработка рабочих программ и пр.). Формами и методами организации работы с наставляемым является вовлечение неопытного педагога-предметника в деятельность, связанную с углублением в концептуально-методологические основания изучаемого предмета, привлечение его к написанию статей в научно-методические журналы, к участию в предметных научно-практических конференциях, семинарах, вебинарах и т.д. Результатом взаимодействия в системе наставничества можно считать участие педагога в развитии конкурсного (олимпиадного) движения в Учреждении и на различных уровнях, успешную подготовку обучающихся к участию в ЕГЭ по учебному предмету, организацию инновационной работы.
- Создание условий для профессионального становления педагогов, возможности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные функциональные обязанности в соответствии с занимаемой должностью;
- Адаптация молодых (начинающих) педагогов к условиям осуществления профессиональной деятельности, их закрепление в профессии;
- Формирование сплоченного, творческого, эффективного коллектива;
- Снижение показателя текучести кадрового состава, использование превентивных мер по предотвращению профессионального выгорания педагогов старшего поколения, развитие форм их горизонтальной и вертикальной мобильности;
- Повышение престижа и укрепление позитивного имиджа Учреждения и педагогов в социокультурном окружении, повышение престижа профессии педагога;
- Восполнение предметных, психолого-педагогических, методологических дефицитов педагогов внутри Учреждения, а также путем использования внешних контуров (повышение квалификации педагогов на региональном, муниципальном и др. уровнях).
В качестве социальных партнеров и потенциальных наставников могут выступать: профессорско-преподавательский состав вузов (подходят для преподавателей общеобразовательных предметов, педагогов дополнительного образования, педагогов-психологов и др.); специалисты и инженерно-технические работники организаций, предприятий, учреждений, в которых обучающиеся Учреждения проходят производственную практику (подходят для старших мастеров, мастеров производственного обучения, руководителей производственной практики обучающихся); специалисты структурных подразделений управлений силовых ведомств (Министерство обороны, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство внутренних дел и т.д.) (подходят для преподавателей-организаторов основ безопасности жизнедеятельности); тренерский состав детско-юношеских и взрослых спортивных обществ (подходят для руководителей физического воспитания); специалисты органов социальной защиты населения, органов опеки (подходят для социальных педагогов, воспитателей); члены общественных организаций (волонтеры, РДШ, «Юнармия», «Молодые профессионалы» и др.) (подходят для педагогов-организаторов, классных руководителей (кураторов) групп); члены оргкомитета по подготовке к международным олимпиадам и профильным вузам (подходят для преподавателей, подготавливающих обучающихся к всероссийским и международным олимпиадам и конкурсам).
Результатом взаимодействия данной формы наставничества является рост мотивации и активности наставляемого в социально значимой деятельности, также результатом может служить использование материальной базы организаций (лабораторий, инвентаря, помещений), наставники-социальные партнеры могут подключаются к подготовке обучающихся своих наставляемых к всероссийским и международным олимпиадам и конкурсам. Реализация наставничества по форме «социальный партнер – педагог» может осуществляться через Бизнеспроектирование, ярмарки вакансий, экскурсии на предприятия, краткосрочные и долгосрочные стажировки.
Наставником может стать педагог Учреждения, обладающий организаторскими и лидерскими качествами, демонстрирующий высокие показатели в подготовке обучающихся, в том числе по результатам их участия в региональных и всероссийских мероприятиях, конкурсах, чемпионатах профессионального мастерства. Наставляемые – это обучающиеся социально и ценностно дезориентированные, демонстрирующие неудовлетворительные образовательные результаты, проблемы с поведением, с особыми образовательными потребностями, нуждающимися в профессиональной поддержке; обучающиеся, находящиеся на различных видах учета (ПДН, КДНиЗП, УФСИН); обучающиеся (и их семьи), находящиеся в социально-опасном положении; обучающиеся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Результатом взаимодействия такой формы наставничества является самореализация наставляемого в проектной, учебно-исследовательской, культурно-массовой и спортивной деятельностях; положительная динамика образовательных результатов; динамика включенности наставляемого к социально одобряемым формам деятельности; индивидуальные достижения в конкурсах профессионального мастерства; повышение мотивации профессионального роста и дальнейшего трудоустройства по профессии / специальности.